ОРКСЭ
Основы религиозных культур и
светской этики
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) —
учебный
предмет, включённый Минобрнауки России
в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть
модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают
один для изучения.
Список модулей:
- «Основы
православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы религиозных культур народов России»
- «Основы
светской этики»
Приказ Министерства просвещения РФ
от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования[
Общая информация
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах
законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации,
Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных
объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14
Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и
религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным
правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся[5][6].
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной
системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям,
задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение
которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного
курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей
учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной
школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей
сопричастности к ним[7].
Цель и задачи курса
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
- развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия[7].
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается
изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени
общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он
служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и
воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие
аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной
школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение
предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и
ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в
контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего[7].
Внедрение курса «Основы религиозных
культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает
немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт
необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих
возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы,
семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях
духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления
общества[7].
Другая часть предельно скептически относится к введению предметов, наспех
составленных в угоду политических амбиций.
Основные особенности:
- Преподавать данный курс в школе будут светские
педагоги;
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический
характер;
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено
общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством
приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх
базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная
традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей
в рамках нового курса;
- Новый курс организован таким образом, что школьники,
выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие
представления и о содержании других модулей;
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках
учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут
представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по
итогам изучения того или иного модуля;
Учебники
Васильева,
Корытко, Кульберг - Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. В 2-х
частях. ФГОС
Часть 1 учебника раскрывает темы: "Культура и религия", "Как
христианство пришло на Русь", "Бог, мир, человек",
"Библия", "Десять заповедей", "Благовещение. Рождество
Христово", "Богоявление. Искушение в пустыне", "Нагорная
проповедь", "Евангельские притчи", "Пасха" и др.
В конце уроков - обобщающие вопросы и задания. Последний урок включает итоговые
учебные проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание, развитие
интеллектуальных способностей и творческого мышления учащихся.
Границы России даны на октябрь 2022 г.
2-е издание, стереотипное.