Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы Мельникова АИ.

Шолоховский район, х. Терновской
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Терновская основная общеобразовательная школа»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Терновская ООШ»
Приказ №117 от 28 .08.2024 года
______________
м.п.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Шахматы»

направление оздоровительное
Уровень основное
Количество часов 315
Учитель Мельников А.И.

Программа «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования второго поколения и реализует оздоровительное направление во
внеурочной деятельности в 1-4, 5-9 классах.

2024- 2025уч. год.

1.Планируемые результаты освоения программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» для 1-4, 5-8 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189
зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
3. Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии
образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия
для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
4. Плана по внеурочной деятельности МБОУ «Терновской ООШ».
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты:

№
п/п
1

Разделы учебного
курса

Вид внеурочной
деятельности

Шахматная доска и Практическое занятие
фигуры

Компетенции
Личностные результаты:
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

2

Ходы
фигур

3

Цель
шахматной .Практическое занятие
партии.
Шахматные
комбинации
Итоговое занятие

4

и

взятие Практическое занятие

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования .
Обучающийся дожжен научиться: 1 Практической игре.2.Решением шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактическим играм и задания, игровым упражнениям; 4. Теоретическим знаниям. 5.Участвовать в турнирах и соревнованиях.

Получит возможность научиться:
- осознавать ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
- понимать важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного
из основополагающих элементов культуры.
- осознавать себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях
мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
- понимать важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим
родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- овладению чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
- осознавать себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к
природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

№
п/п
1.

Разделы учебного
курса

Вид внеурочной
деятельности

Шахматная доска и Практическое занятие
фигуры.
Расстановка фигур
.Правила игры.

Компетенции
Личностные результаты:
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;

2

3

4.

Краткая
история Беседа
шахмат.
Шахматная
нотация.
Практическое занятие
Три
стадии
шахматной партии.
Основы дебюта.
Анализ и оценка Практическое занятие
позиции.
Шахматная
комбинация.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования .
Обучающийся должен научиться: 1 Практической игре.2.Решением шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактическим играм и задания, игровым упражнениям; 4. Теоретическим знаниям. 5.Участвовать в турнирах и соревнованиях.
Получит возможность научиться:

- осознавать ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
- понимать важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного
из основополагающих элементов культуры.
- осознавать себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях
мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
- понимать важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим
родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- овладению чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
- осознавать себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к
природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

2 класс
№
п/п

Дата

Количество
часов

Раздел, тема

Формы организации

I. Краткая история шахмат.

5 ч.

1.

4.09.
1

2.

11.09

Повторение пройденного
материала.

1
Повторение пройденного
материала.

3.

18..09.

4.

25.09.

5.

1

Краткая история
шахмат.

1

Выдающиеся
шахматисты
нашего
времени.

2.10

1
Шахматные правила
FIDE.
Этика шахматной
борьбы.

1.(
6.)

9.10.

1

Шахматная нотация.
.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных
фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии»,
«Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый
мат».
Игровая практика.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу.
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в
мир шахмат».
Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов
– чемпион мира».
Игровая практика.
Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их
партий.

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения
за шахматной доской.

II. Шахматная нотация. 7 ч.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь»,
«Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу
цель».
Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают,
какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король cg7 –
на f8».

2.(
7.)

16.10.
1

3.(
8.)
4.(
9.)
5.(
10.
)
6.(
11.
)
7.(
12.
)

Шахматная нотация.

23.10.

1

Шахматная нотация.

6.11.

1

Шахматная нотация.
Шахматная
нотация.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии.
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).
Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).

13.11.

1

20.11.

1

Шахматная
нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).

27.11.

1

Шахматная
нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).

1.(
13.
)

4.12.

1

Ценность шахматных
фигур.

2.(
14.
)
3.(
15.
)
4.(
16.
)
5
(17

11.12.

1

Ценность шахматных
фигур.

18.12.

1

Ценность шахматных
фигур.

25.12.

1

Ценность шахматных
фигур.

15.01.

1

Ценность шахматных
фигур.

III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

.)

6.(
18.
)
7.(
19.
)

22.01

29.01.

1

1

. Способы
защиты.
Игровая практика.

1.(
20.
)

5.02.

1

Техника матования
короля.

2.(
21.
)

12.02.

1

Техника матования
короля.

3.(
22.
)

19.02.

1

Техника матования
короля.

4.(
23.
)

26.02.

1

Техника одинокого
короля.

5.(
24.

5.03.

1

Техника одинокого
короля.

Способы защиты.
Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры
своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).
Игровая практика.
Защита.
Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).
Игровая практика.
Решение заданий.
Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры
своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры,
перекрытие, контратака).
Практическая игра.
IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч.
Две ладьи против короля, «линейный» мат.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода».
Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода».
Игровая практика.
Ферзь и король против короля.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода».
Игровая практика.
Ладья и король против короля.
Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода».
Игровая практика.
Решение заданий.

)
V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.
Достижение мата без
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
жертвы
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
жертвы
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение
жертвы
заданий.
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
жертвы
Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата без
Решение заданий на мат в два хода.
жертвы
Защита от мата
Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
VI. Обобщение. 5 ч.
Повторение
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
материала.

1.(
25.
)

12.03.

1

2.(
26.
)

19.03.

1

3.(
27.
)

2.04.

1

4.(
28.
)

9.04.

1

5.(
29.
)

16.04.

1

1.(
30.
)
2–
3.
(31
–
32)
4.(
33.

23.04.

1

30.04.

1

Повторение
материала.

Игра в турнире. Турнирные партии.

7.05.

1

Повторение
материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

)
5.(
34.
)
35

14.05.

21.05.
28.05.

1

Повторение
материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

1 - 3 класс
№ п/п

Дата

Количество
часов

Раздел, тема

Формы организации

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
1.

Повторение

1

пройденного

5 ч.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы
шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир шахмат».
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального
положения).
Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один
ход. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против
целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.

1

Повторение пройденного
материала.

3.

1

Повторение пройденного
материала.

4.

1

Повторение пройденного
материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение
шахматных фигур и терминов. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур. Пример матования
одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в два хода (с
жертвой и без жертвы материала).

5.

1

Три стадии шахматной
партии.

Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.

2.
1

1.(6.)

1

Основы дебюта. Двух- и
трехходовые партии.

2.(7.)

1

Основы дебюта.
Невыгодность раннего ввода

II. Основы дебюта. 13 ч.
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин
поражения в них одной из сторон.
Дидактическое задание «Мат в один ход» (на
втором либо третьем ходу партии).
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай

в игру ладей и ферзя.

3.(8.)

1

4.(9.)

1

Игра «на мат» с первых
ходов партии. Детский
мат. Защита.

дебюте. Защита.
Основы дебюта. Другие
угрозы быстрого мата в

ферзя».
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский
мат. Защита.
Дидактические задания «Поставь детский мат»,
«Защитись от мата».
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы
быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать
скороспелый дебютный наскок противника.
Дидактические задания «Поставь детский мат»,
«Мат в один ход», «Защитись от мата».

5.(10.)

1

Основы дебюта. «Повторюшкахрюшка»

«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы
белых). Наказание «повторюшек».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход
«повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

6.(11.)

1

Принципы игры в дебюте. Принцип
быстрейшего развития фигур. Темпы.
Гамбиты.

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего
развития фигур. Темпы. Гамбиты.
Дидактическое задание «Выведи фигуру».

7.(12.)

1

Основы дебюта. Наказания за
несоблюдение принципа
быстрейшего развития фигур.

Наказания за несоблюдение принципа
быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство».
Неразумность игры в дебюте одними пешками (с
исключениями из правила).
Дидактические задания «Мат в два хода»,
«Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда»,
«Можно ли побить пешку?».

Основы дебюта.Борьба за центр.

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй
фигуру»
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение
короля. Рокировка.
Дидактические задания «Можно ли сделать
рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?»,
«Поставь мат в один ход нерокированному королю»,
«Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не
получат ли белые мат, если рокируют?».
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают пешки?
Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?»,

8.(13.)

1

9.(14.)

1

10.(15.)
1

Принципы игры в дебюте.
Рокировка. Правила рокировки.

Принципы игры в дебюте. Гармоничное
пешечное расположение.

11.(16.)
12.(17.)
13.(18.)

1

.

«Сдвой противнику пешки».
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное
развязывание», «Сдвой противнику пешки».
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в
разыгрывании дебюта.

Основы дебюта.Связка в дебюте.

1

1

Основы дебюта. Классификация
дебютов.
Как изучать дебюты.

III. Основы миттельшпиля.
1.(19.)
1

1

2.(20.)
3.(21.)

.

Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка
в миттельшпиле.
Основы миттельшпиля. Двойной удар.

1
1

4.(22.)
5.(23.)

5 ч.

Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о
том, как играть в миттельшпиле.

Основы миттельшпиля. Открытое нападение.
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

Основы миттельшпиля.

1

Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Тактические приемы. Двойной удар.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый
(вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Классическое наследие. «Бессмертная» партия.
«Вечнозеленая» партия.

IV. Основы эндшпиля.
1.(24.)

1

Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь
против ферзя. Ферзь против ладьи (простые
случаи).

2.(25.)

1

Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против
коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья
против коня (простые случаи).

3.(26.)

1

Основы эндшпиля.Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование слоном и конем
(простые случаи).

4.(27.)

1

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило
«квадрата».

9 ч.

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против
ладьи (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат
в 2 хода», «Мат в 3 хода».
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против
слона (простые случаи). Ладья против коня (простые
случаи).
Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2
хода», «Мат в 3 хода».
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование
слоном и конем (простые случаи).
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3
хода».
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи
без помощи своего короля. Правило «квадрата».
Дидактическое задание «Квадрат».

1

5.(28.)

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая
пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король

6.(29.)

1

Основы эндшпиля.

7.(30.)

1

Основы эндшпиля.

8.(31.)

1

Основы эндшпиля. Удивительные ничейные
положения.

1

9.(32.)

Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о
том, как
играть в эндшпиле.

1.(33.)

1

Повторение программного материала.

2.(34.)

1

Повторение программного материала.

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и
шестой горизонтали. Король помогает своей пешке.
Оппозиция.
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3
хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?»,
«Куда отступить королем?».
Пешка против короля. Белая пешка на пятой
горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.
Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи
пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить
королем?».
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и
четвертой горизонтали. Ключевые поля.
Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
Удивительные ничейные положения. Два коня против
короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка
против короля.
Дидактические задания «Куда отступить королем?»,
«Путь к ничьей».
Самые общие рекомендации о том, как играть в
эндшпиле.

V. Обобщение. 2 ч.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.

5 класс
№ п/п

Дата

Количество
часов

1.
1

Раздел, тема
Повторение пройденного
материала. Еще о трех
стадиях шахматной
партии.
Виды преимущества в
шахматах.

2.

1

3.

1

Шахматные часы.
Рекомендации по
рациональному
расходованию времени.

1.(4.)

1

2.(5.)

1

Правила игры в
миттельшпиле.
Анализ и оценка позиции.
Элементы оценки позиции.

3.(6.)

1

4.(7.)

1

1.(8.)

1

Понятие о шахматной
комбинации.
Пути поиска комбинации.

1

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации.

2.(9.)

3.(10.)

Анализ и оценка позиции.
Практическое занятие.
Решение задач
Анализ и оценка позиции.
Практическое занятие.

Формы организации
I. Шахматная партия. 3 ч.
О трех стадиях шахматной партии..

Материальное преимущество, преимущество в
пространстве (территориальное преимущество),
преимущество во времени.
Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных
часах. Правила пользования шахматными часами.
Рекомендации по рациональному расходованию
времени.
II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
Четыре правила В.Стейница.
Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые
пешки, позиция фигур, открытые линии, центр,
пространство и др.).
Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.»,
«Вижу цель!».
Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.»,
«Вижу цель!».
III. Шахматная комбинация. 24 ч.
Понятие о шахматной комбинации. Признаки
комбинации.
Типичный путь нахождения комбинации по схеме
«мотив – средства – тема», путь нахождения
комбинации «мотив – тема – средства».
Матовые комбинации. Темы комбинаций.
Темаотвлечения.

Темаотвлечения.

1

4.(11.)

5.(12.)

20.11.

1

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации.
Темазавлечения.

1
Матовые
комбинации.

6.(13.)

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темасвязки.

7.(14.)

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаразрушения королевского
прикрытия.

8.(15.)

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаосвобождения
пространства.

9.(16.)

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаперекрытия.

10.(17.)

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темауничтожения защиты.

11.(18.)

1

12.(19.)

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Тема «рентгена». Тема
«батареи».
Шахматная комбинация. Другие темы
комбинаций и сочетание тематических
приемов.

13.(20.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема отвлечения.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,
«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Темазавлечения.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,
«Мат в 3 хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаблокировки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Темасвязки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаразрушения
королевского прикрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,
«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаосвобождения
пространства.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаперекрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темауничтожения
защиты.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема «рентгена».
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Другие темы комбинаций
и сочетание тематических приемов.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,
«Мат в 3 хода».Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема отвлечения.

14.(21.)

1
Тема завлечения.

15.(22.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Тема уничтожения защиты.

16.(23.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Тема связки.

17.(24.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Тема перекрытия.

18.(25.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Тема освобождения
пространства.

19.(26.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Тема превращения пешки.

20.(27.)

1

Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Сочетание тактических приемов.

21.(28.)

1

Комбинации, ведущие к достижению ничьей.
Патовые

.Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема завлечения.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема уничтожения
защиты.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема связки.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема перекрытия.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема освобождения
пространства.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема превращения
пешки.
Дидактическое задание «Проведи пешку в
ферзи».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Сочетание тактических
приемов.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей.
Патовые комбинации.

комбинации.
22.(29.)

1

Комбинации, ведущие к достижению ничьей.
Комбинации на «вечный» шах.

23.(30.)

1

24.(31.)

1

Шахматная комбинация. Типичные
комбинации в
дебюте.
Шахматная комбинация. Типичные
комбинации в
дебюте(более сложные примеры).

1.(32.)

1

Повторение материала.

2.(33.)

1

Повторение материала.

3.(34.)

1

Повторение материала.

Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей.
Комбинации на «вечный» шах.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

Типичные комбинации в дебюте(более сложные
примеры).
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Игровая практика.
IV. Обобщение. 3 ч.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.

6 класс
№ п/п

Дата

Кол –во
Часов

1.

1

2.

1

3.

1

1.(4.)

1

2.(5.)

3.10.

1

3.(6.)

10.10.

1

4.(7.)

17.10.

1

1.(8.)

24.10.

1

2.(9.)

12.11.

3.(10.)

19.11.

1

1

Разделы, темы
Повторение пройденного
материала. Еще о трех
стадиях шахматной
партии.
Виды преимущества в
шахматах.
Шахматные часы.
Рекомендации по
рациональному
расходованию времени.
Правила игры в
миттельшпиле.
Анализ и оценка позиции.
Элементы оценки позиции.
Анализ и оценка позиции.
Практическое занятие.
Решение задач
Анализ и оценка позиции.
Практическое занятие.
Понятие о шахматной
комбинации.
Пути поиска комбинации.
Шахматная комбинация.

Формы организации
I. Шахматная партия. 3 ч.
О трех стадиях шахматной партии..

Материальное преимущество, преимущество в пространстве
(территориальное преимущество), преимущество во времени.
Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах.
Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по
рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
Четыре правила В.Стейница.
Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки,
позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу
цель!».
Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу
цель!».
III. Шахматная комбинация. 24 ч.
Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.
Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив –
средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив –
тема – средства».
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Темаотвлечения.

Матовые комбинации.
Темаотвлечения.
4.(11.)

26.11.

5.(12.)

3.12.

1
.

1

Шахматная комбинация.
Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаблокировки.

6.(13.)

10.12.

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темасвязки.

7.(14.)

17.12.

1

8.(15.)

24.12.

1

9.(16.)

14.01.

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаразрушения
королевского
прикрытия.
Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаосвобождения
пространства.
Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темаперекрытия.

10.(17.)

21.01

1

11.(18.)

28.01.

1

12.(19.)

4.02.

1

13.(20.)

11.02.

1

Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Темауничтожения
защиты.
Шахматная комбинация. Матовые
комбинации. Тема «рентгена». Тема
«батареи».
Шахматная комбинация. Другие
темы
комбинаций и сочетание
тематических
приемов.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3
хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Темазавлечения.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3
хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаблокировки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3
хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Темасвязки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3
хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаразрушения королевского
прикрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3
хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаосвобождения пространства.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3
хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темаперекрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3
хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Темауничтожения защиты.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3
хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема «рентгена».
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3
хода».Игровая практика.
Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание
тематических приемов.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3
хода».Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема отвлечения. Дидактическое задание
«Выигрыш материала». Игровая практика.

14.(21.)

18.02.

1

15.(22.)

25.02.

1

16.(23.)

4.03.

1

17.(24.)

11.03.

1

18.(25.)

18.03.

1

19.(26.)

1.04

1

20.(27.)

8.04.

1

21.(28.)

15.04.

1

22.(29.)

22.04.

1

отвлечения.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема
завлечения.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема
уничтожения защиты.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема
связки.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема
перекрытия.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема
освобождения пространства.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Тема
превращения
пешки.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса. Сочетание
тактических приемов.
Комбинации, ведущие к
достижению
ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации, ведущие к
достижению
ничьей. Комбинации на «вечный»

Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема завлечения.
Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема уничтожения защиты.
Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема связки.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема перекрытия.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Тема превращения пешки.
Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Сочетание тактических приемов.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые
комбинации.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на
«вечный» шах.
Дидактическое задание «Сделай ничью».

23.(30.)

29.04.

1

24.(31.)

6.05.

1

1.(32.)
2.(33.)
3.(34.)

13.05.
20.05
27.05.

1
1
1

шах.
Шахматная комбинация.

Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Игровая практика.

Шахматная комбинация
IV. Обобщение.
Повторение материала.
Повторение материала.
Повторение материала.

3 ч.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

7класс
№ п/п

Дата

Количество
часов

Разделы, темы

Формы организации

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
1.

Повторение пройденного
материала.

3.09.
1

5 ч.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное положение.
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в
мир шахмат».
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг
в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат».
Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких
партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.

2.

10.09.

1

Повторение пройденного
материала.

3.

1709.

1

Повторение пройденного
материала.

4.

24.09.

1

Повторение пройденного
материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей,
диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без
жертвы материала).

5.

1.10.

1

Три стадии шахматной
партии.

Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и
трехходовые партии.

1.(6.)

8.10.

1

Основы дебюта. Двух- и
трехходовые партии.

2.(7.)

15.10.

1

Основы дебюта.
Невыгодность раннего ввода
в игру ладей и ферзя.

3.(8.)

22.10.

1
1

Игра «на мат» с первых
ходов партии. Детский

II. Основы дебюта. 13 ч.
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них
одной из сторон.
Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо
третьем ходу партии).
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от

мат. Защита.
4.(9.)

7.11.
1

.
Основы
дебюта.

мата».
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок
противника.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один
ход», «Защитись от мата».
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание
«повторюшек».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке»,
«Выиграй фигуру у «повторюшки».

5.(10.)

14.11.

1

Основы дебюта.
«Повторюшкахрюшка»

6.(11.)

21.11.

1

Принципы игры в дебюте.
Принцип
быстрейшего развития фигур.
Темпы.
Гамбиты.

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур.
Темпы. Гамбиты.
Дидактическое задание «Выведи фигуру».

7.(12.)

28.11.

1

Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
«Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с
исключениями из правила).
Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала»,
«Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

8.(13.)

5.12.

Основы дебюта. Наказания
за
несоблюдение принципа
быстрейшего развития
фигур.
Основы дебюта.Борьба за
центр.

9.(14.)

12.12.

10.(15.)

1

1

Принципы игры в дебюте.
Рокировка. Правила
рокировки.

1

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное
пешечное расположение.

19.12.

11.(16.)

26.12.

12.(17.)

16.01.

13.(18.)

23.01.

Основы дебюта.Связка в
дебюте.

1
1

1

Основы дебюта.
Классификация
дебютов.
Как изучать дебюты.

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит.
Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую
сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному
королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат
ли белые мат, если рокируют?».
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие
бывают пешки?
Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику
пешки».
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание»,
«Сдвой противнику пешки».
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании
дебюта.

III. Основы миттельшпиля.
1.(19.)

Основы миттльшпиля

30.01.
1

2.(20.)

6.02.

3.(21.)

13.02.

4.(22.)

20.02.

1

1
1
.

Основы миттельшпиля.
Понятие о
тактике. Связка в
миттельшпиле.
Основы миттельшпиля.
Двойной удар.
Основы миттельшпиля.
Открытое
нападение. Открытый
(вскрытый) шах.

5 ч.

Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле.
Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Тактические приемы. Двойной удар.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах.
Двойной шах.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Основы миттельшпиля.
IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

5.(23.)

27.02.

1

1.(24.)

6.03.

1

Основы эндшпиля. Ладья
против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против
ладьи (простые случаи).

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые
случаи).
Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в
3 хода».

2.(25.)

13.03.

1

Основы эндшпиля. Ферзь
против слона.
Ферзь против коня. Ладья
против слона
(простые случаи). Ладья
против коня
(простые случаи).

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые
случаи). Ладья против коня (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3
хода».

3.(26.)

20.03.

1

Основы
эндшпиля.Матование
двумя
слонами (простые
случаи). Матование
слоном и конем (простые
случаи).

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем
(простые случаи).
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

4.(27.)

3.04.

1

Основы эндшпиля. Пешка
против короля.
Когда пешка проходит в
ферзи без помощи
своего короля. Правило

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего
короля. Правило «квадрата».
Дидактическое задание «Квадрат».

«квадрата».

5.(28.)

10.04.

6.(29.)

17.04.

1

Основы эндшпиля. Пешка
против
короля. Белая пешка на
седьмой и
шестой горизонтали.
Король помогает
своей пешке. Оппозиция.
Основы эндшпиля.

7.(30.)

24.04.

1

Основы эндшпиля.

8.(31.)

8.05

1

1
1

9.(32.)

15.05

1.(33.)

22.05.

1

2.(34.)

29.05.

1

Основы эндшпиля.
Удивительные
ничейные положения.
Основы эндшпиля. Самые
общие
рекомендации о том, как
играть в
эндшпиле.

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали.
Король помогает своей пешке. Оппозиция.
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку
в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет
свою пешку за собой.
Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи»,
«Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой
горизонтали. Ключевые поля.
Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?»,
«Куда отступить королем?».
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и
пешка против короля. Конь и пешка против короля.
Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

V. Обобщение.
Повторение программного
материала.
Повторение программного
материала.

2 ч.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

8класс
№ п/п

Дата

1.

2.09.

Количество
часов

Разделы, темы

Формы организации
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Повторение
пройденного
материала.

1

5 ч.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах,
мат, пат. Начальное положение.
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат».
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.

2.

9.09.

1

Повторение
пройденного
материала.

3.

16.09.

1

Повторение
пройденного
материала.

4.

23.09.

1

Повторение
пройденного
материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей,
полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных
фигур. Пример матования одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы
материала).

5.

30.09.

1

Три стадии шахматной
партии.

Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и
трехходовые партии.

1.(6.)

7.10.

1

Основы дебюта.
Двух- и
трехходовые партии.

2.(7.)

14.10

1

Основы дебюта.
Невыгодность раннего
ввода
в игру ладей и ферзя.

3.(8.)

21.10.

1

Игра «на мат» с
первых

II. Основы дебюта. 13 ч.
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной
из сторон.
Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу
партии).
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

1

4.(9.)

8.11.
1.

5.(10.)

ходов партии.
Детский
мат. Защита.
Основы дебюта.
Другие
Основы дебюта.
«Повторюшкахрюшка»

15.11.
1

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте.
Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход»,
«Защитись от мата».
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание
«повторюшек».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке»,
«Выиграй фигуру у «повторюшки».

6.(11.)

22.11.

1

Принципы игры в
дебюте. Принцип
быстрейшего
развития фигур.
Темпы. Гамбиты.

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы.
Гамбиты.
Дидактическое задание «Выведи фигуру».

7.(12.)

29.11.

1

Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
«Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с
исключениями из правила).
Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала»,
«Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

8.(13.)

6.12.

1

9.(14.)

13.12.

1

Основы дебюта.
Наказания за
несоблюдение
принципа
быстрейшего
развития фигур.
Основы
дебюта.Борьба за
центр.
Принципы игры в
дебюте.
Рокировка. Правила
рокировки.

10.(15.
)

20.12.

1

Принципы игры в
дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение.

11.(16.
)

27.12.

1

Основы
дебюта.Связка в
дебюте.

12.(17.
)

17.01.

1

Основы дебюта.
Классификация

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит.
Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону
можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю»,
«Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат,
если рокируют?».
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают
пешки?
Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику
пешки».
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой
противнику пешки».
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

13.(18.
)

24.01.

дебютов.
Как изучать дебюты.

1

Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.

III. Основы миттельшпиля.
Основы миттельшпиля.
Самые
общие рекомендации о
том, как
играть в миттельшпиле.

5 ч.

Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле.

1.(19.)

31.01.

1

2.(20.)

7.02.

1

Основы
миттельшпиля.
Понятие
о тактике.

Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».

3.(21.)

14.02.

1

Основы
миттельшпиля.
Двойной удар.

Тактические приемы. Двойной удар.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».

4.(22.)

21.02.

1

Основы миттельшпиля.
Открытое
нападение. Открытый
(вскрытый)
шах. Двойной шах.

5.(23.)

28.02.

1.(24.)

7.03.

1

Основы эндшпиля.
Ладья
против ладьи. Ферзь
против
ферзя. Ферзь против
ладьи
(простые случаи).

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3
хода».

2.(25.)

14.03.

1

Основы эндшпиля.
Ферзь против
слона. Ферзь против
коня. Ладья
против слона (простые
случаи).
Ладья против коня
(простые
случаи).

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи).
Ладья против коня (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

Основы
миттельшпиля.

1

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной
шах.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

IV. Основы эндшпиля.

9 ч.

3.(26.)

21.03.

1

Основы
эндшпиля.Матование
двумя слонами
(простые
случаи). Матование
слоном и
конем (простые
случаи).

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые
случаи).
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

4.(27.)

4.04.

1

Основы эндшпиля.
Пешка против
короля. Когда пешка
проходит в
ферзи без помощи
своего короля.
Правило «квадрата».

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.
Правило «квадрата».
Дидактическое задание «Квадрат».

5.(28.)

11.04.

1

Основы эндшпиля.
Пешка
против короля. Белая
пешка на
седьмой и шестой
горизонтали.

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король
помогает своей пешке. Оппозиция.
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в
ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

6.(29.)

18.04.

1

Основы эндшпиля.

7.(30.)

25.04.

1

Основы эндшпиля.

8.(31.)

16.05.

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою
пешку за собой.
Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли
ничья?», «Куда отступить королем?».
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали.
Ключевые поля.
Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда
отступить королем?».
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка
против короля. Конь и пешка против короля.
Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».

9.(32.)

1.(33.)

23.05.

1

Основы эндшпиля.

1

Удивительные
ничейные
положения.
Основы эндшпиля.
Самые
общие рекомендации
о том, как
играть в эндшпиле.

1

Повторение

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

V. Обобщение. 2 ч.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

1

2.(34.)

30.05.

1

программного
материала.
Повторение
программного
материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

9 класс
№ п/п

Дата

Количество
часов

Разделы, темы

Формы организации

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
1.

Повторение пройденного
материала.

6.09.
1

5 ч.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы
шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат».
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Игровая практика (игра всеми фигурами из начального
положения).
Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат».
Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация
коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой
армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые»,
«Неотвратимый мат».
Игровая практика.

2.

13.09.

1

Повторение пройденного
материала.

3.

20.09.

1

Повторение пройденного
материала.

4.

25.09.

1

Повторение пройденного
материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных
фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.
Пример матования одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой
и без жертвы материала).

5.

2.10.

1

Три стадии шахматной
партии.

Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.

1.(6.)

9.10.

1

Основы дебюта. Двух- и
трехходовые партии.

2.(7.)

16.10

1

Основы дебюта.
Невыгодность раннего ввода
в игру ладей и ферзя.

II. Основы дебюта. 13 ч.
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин
поражения в них одной из сторон.
Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором
либо третьем ходу партии).
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай

1

ферзя».
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат.
Защита.
Дидактические задания «Поставь детский мат»,
«Защитись от мата».
Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого
мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый
дебютный наскок противника.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в
один ход», «Защитись от мата».
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых).
Наказание «повторюшек».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход
«повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

3.(8.)

23.10.

1

Игра «на мат» с первых
ходов партии. Детский
мат. Защита.

4.(9.)

6.11.

1

Основы дебюта. Другие
угрозы быстрого мата в

5.(10.)

13.11.

6.(11.)

20.11.

1

Принципы игры в дебюте. Принцип
быстрейшего
развития фигур. Темпы. Гамбиты.

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития
фигур. Темпы. Гамбиты.
Дидактическое задание «Выведи фигуру».

7.(12.)

27.11.

1

Основы дебюта. Наказания за
несоблюдение принципа
быстрейшего
развития фигур.

Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего
развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в
дебюте одними пешками (с исключениями из правила).
Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш
материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить
пешку?».

8.(13.)

4.12.

Основы дебюта.Борьба за центр.

9.(14.)

11.12.

1

Принципы игры в дебюте.
Рокировка.
Правила рокировки.

10.(15.)

18.12.

1

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение.

11.(16.)

25.12.

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса.
Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля.
Рокировка.
Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В
какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход
нерокированному королю», «Поставь мат в два хода
нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если
рокируют?».
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают пешки?
Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой
противнику пешки».
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное

Основы дебюта. «Повторюшкахрюшка»

1

1

1

Основы дебюта.Связка в дебюте.

12.(17.)

15.01.

1

13.(18.)

22.01.

1

развязывание», «Сдвой противнику пешки».
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые
дебюты.
Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в
разыгрывании дебюта.

Основы дебюта. Классификация
дебютов.
Как изучать дебюты.

III. Основы миттельшпиля.

5 ч.

Основы миттельшпиля. Самые общие
рекомендации
о том, как играть в миттельшпиле.

Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле.
Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Тактические приемы. Двойной удар.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый
(вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1.(19.)

29.01.

1

2.(20.)

5.02.

1

3.(21.)

12.02.

Основы миттельшпиля. Понятие о
тактике.
Связка в миттельшпиле.
Основы миттельшпиля. Двойной
удар.

4.(22.)

19.02.

1

Основы миттельшпиля. Открытое
нападение.
Открытый (вскрытый) шах. Двойной
шах.

5.(23.)

26.02.

1.(24.)

5.03.

1

Основы эндшпиля. Ладья против
ладьи. Ферзь
против ферзя. Ферзь против ладьи
(простые
случаи).

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи
(простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2
хода», «Мат в 3 хода».

2.(25.)

12.03.

1

Основы эндшпиля. Ферзь против слона.
Ферзь
против коня. Ладья против слона
(простые случаи).
Ладья против коня (простые случаи).

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона
(простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».

3.(26.)

19.03.

1

Основы эндшпиля.Матование
двумя слонами
(простые случаи). Матование
слоном и конем
(простые случаи).

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и
конем (простые случаи).
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

4.(27.)

2.04.

1

Основы эндшпиля. Пешка против
короля. Когда
пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля.
Правило «квадрата».

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля. Правило «квадрата».
Дидактическое задание «Квадрат».

5.(28.)

9.04.

1

Основы эндшпиля. Пешка против

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой

1

Основы миттельшпиля.

1

Классическое наследие. «Бессмертная» партия.
«Вечнозеленая» партия.

IV. Основы эндшпиля.

9 ч.

6.(29.)

16.04.

1

короля. Белая
пешка на седьмой и шестой
горизонтали.
Король помогает своей пешке.
Оппозиция.
Основы эндшпиля.

7.(30.)

23.04.

1

Основы эндшпиля.

8.(31.)

30.04.

1

Основы эндшпиля. Удивительные
ничейные
положения.

9.(32.)

7.05.

1.(33.)
2.(34.)

14.05.
21.05.

1

1
1

Основы эндшпиля. Самые общие
рекомендации о
том, как играть в эндшпиле.
Повторение программного материала.
Повторение программного материала.

горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода»,
«Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда
отступить королем?».
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали.
Король ведет свою пешку за собой.
Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в
ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и
четвертой горизонтали. Ключевые поля.
Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли
ничья?», «Куда отступить королем?».
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля.
Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.
Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к
ничьей».
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

V. Обобщение. 2 ч.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

Литература
1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.

№
п/п

Разделы учебного
курса

Вид внеурочной
деятельности

1

Шахматная доска и Практическое занятие
фигуры

2

Ходы
фигур

3

Цель
шахматной .Практическое занятие
партии.
Шахматные
комбинации
Итоговое занятие

4

и

взятие Практическое занятие

Компетенции
Личностные результаты:
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования .
Обучающийся дожжен научиться: 1 Практической игре.2.Решением шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактическим играм и задания, игровым упражнениям; 4. Теоретическим знаниям. 5.Участвовать в турнирах и соревнованиях.
Получит возможность научиться:
- осознавать ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
- понимать важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного
из основополагающих элементов культуры.
- осознавать себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях
мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
- понимать важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим
родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- овладению чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
- осознавать себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к
природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».